Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

27.06.201708:17

От аудита расходов - к аудиту результатов

От аудита расходов - к аудиту результатов
25 Февраля 2011, 00:00
Фото:
S_Rabuhin.jpg
Версия для печати

- Уважаемый Сергей Николаевич, Счетная палата Российской Федерации переходит на новый принцип работы, на смену аудита расходов идет аудит результатов. Что это будет означать применительно к строительной отрасли?

- Сегодня перед Счетной палатой стоит задача –  сместить акцент с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит использование средств. Важнейшим инструментом решения этой задачи является аудит эффективности. Очень важно, что аудит эффективности как новый вид финансового контроля, а также роль Счетной палаты в его осуществлении закреплены в Программе повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной Правительством.

Проводимые сегодня Счетной палатой проверки использования бюджетных средств на строительство социальных и других объектов показывают, что реализация основной части инвестиционных проектов проходит с нарушением сроков, работы не отличаются высоким  качеством. А это оказывает отрицательное влияние на результат проекта в целом.  

Подобное положение дел может повлечь за собой техногенные катастрофы: разрушения и обвалы построенных объектов в основном связаны с тем, что со стороны финансирующих органов и государственных заказчиков ослаблен контроль за качеством строительства. И это при том, что его масштабы ежегодно увеличиваются. В целом итоги наших проверок свидетельствуют о необходимости повышения министерствами и ведомствами качества управления госфинансами.

- Президент России внес в Государственную Думу проект закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Как принятие этого закона отразится на работе Счетной палаты?

- Цель законопроекта –  установить общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, а также их основные полномочия. Закон носит выраженную антикоррупционную направленность, поскольку в нем устанавливаются гарантии прав проверяемых органов и организаций, ответственность должностных лиц контролирующего органа, требования к лицам, замещающим соответственно государственные или муниципальные должности в контрольно-счетном органе, требования гласности и открытости в его работе. Принятый закон, во-первых,  позволит унифицировать правовой статус региональных контрольно-счетных органов и гарантировать им необходимый уровень независимости от региональных органов власти.

Во-вторых,  он закрепит единообразные правовые гарантии работникам контрольно-счетных органов субъектов Федерации, отвечающие стандартам ИНТОСАИ. Закон будет способствовать развитию института независимого внешнего финансового контроля на региональном и местном уровнях и повышению эффективности контроля за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями финансово-бюджетных средств.

Сегодня все понимают, что борьба с коррупцией и финансовыми нарушениями будет неполной, если она ограничивается федеральным уровнем. В этой связи Счетная палата взаимодействует с региональными контрольно-счетными палатами. Благодаря совместным усилиям имеются существенные положительные сдвиги в деле развития независимого внешнего финансового контроля на местах. Будем активнее привлекать коллег на местах к проведению совместных проверок, усиливать взаимодействие региональных органов прокуратуры и контрольно-счетных органов в вопросах предупреждения и выявления правонарушений в бюджетной сфере. От того, насколько это взаимодействие будет последовательным, во многом зависит порядок в управлении финансовыми и материальными средствами, сохранность бюджетных средств.

- В данном законопроекте оговорено право Счетной палаты оказывать контрольно-счетным органам субъектов и муниципальных образований помощь в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников. Достаточно ли сейчас в России специалистов «на местах», способных проводить аудит строительных работ на надлежащем уровне?

- Несмотря на то, что результативность и эффективность использования бюджетных средств является одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ, пока практически нереализуемым инструментом,  особенно на муниципальном уровне, остается аудит эффективности использования бюджетных средств, в том числе и в строительной отрасли. Проведение Счетной палатой совместных с региональными и муниципальными контрольно-счетными органами  контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе аудита эффективности использования бюджетных средств, - одно из важнейших направлений развития взаимодействия контрольно-счетных органов всех уровней.

Кадровый голод, особенно на муниципальном уровне, остается  ключевой проблемой.  В настоящее время в муниципальных образованиях, а их более 24 тысяч, отсутствуют квалифицированные кадры в сфере финансового контроля. Особенно это касается малонаселенных поселений, в бюджетах которых в силу их дефицитности расходы на переподготовку и повышение квалификации специалистов не предусмотрены.

В этой связи особое внимание необходимо уделять: реализации различных программ по становлению высокопрофессиональных кадров муниципальных контрольных органов; созданию информационных баз данных с совместным доступом; обмену информацией о результатах работы; и, главное, как уже было сказано, – проведению совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

- По итогам проверок Счетной палатой предприятий строительной отрасли какие можно выделить наиболее характерные нарушения? И в чем тут проблема – в неисполнении действующих законов и нормативных правовых актов или в том, что несовершенство законодательства провоцирует злоупотребления?

- Сегодня проводимые контрольные мероприятия  показывают, что строительство ведется, как правило, с нарушением сроков, качество работ  низкое. У нас очень неблагополучная динамика ввода в эксплуатацию строек и объектов.  Стоимость объектов незавершенного строительства в 2009 г. оценивается в 281 млрд руб.

 Одной из причин отставания в выполнении строительных графиков является  неритмичное финансирование строительных работ, нарушение условий софинансирования. Помимо этого, мы отмечаем нарушения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Проверки учета и регистрации государственного имущества по объектам строительства показывают, что введенные в эксплуатацию объекты, выполненные за счет бюджетных средств, не включаются  в реестры государственной собственности. А речь идет о колоссальных суммах.

Для решения этих проблем необходимо повысить ответственность государственных заказчиков и субъектов бюджетного планирования за неисполнение условий финансирования расходных обязательств, а также заключенных государственных контрактов. Кроме того, следует: разработать меры по снижению  стоимости капитального строительства на всех уровнях; обеспечить сдерживание  роста тарифов естественных монополий (теплоэнергетика, железнодорожная отрасль, в том числе региональная),  цен на строительные материалы, услуги так называемых управляющих компаний; урегулировать вопросы, связанные с рыночной оценкой земли (пример тому ситуация с выкупом земельных участков у частных лиц в городе Сочи).

Нарушения выявляются и в части несоблюдения Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В основном они заключаются в завышении объемов выполненных работ подрядными организациями, неэффективном использовании бюджетных средств, увеличении первоначальной цены контракта, применении неправильных единичных расценок, неправомерном использовании повышающих коэффициентов и т.п. Например, начальная (максимальная) стоимость контракта на строительные подрядные работы до сих пор является неурегулированной.

Проверки Счетной палаты показывают, что размещение государственного заказа осуществляется на 90% в отсутствие состязательности участников, так как подается либо одна заявка на участие, либо конкурентам отказывают в допуске к торгам. В результате государственный контракт заключается по максимальной цене, которая, как правило, завышена на 30–40%. На строительные торги должны попасть реальные инвесторы и строители, а те, кто приходит заработать на аукционе, должны уйти с рынка. Это осуществимо, требуется лишь изменить порядок финансирования государственного строительного заказа, при котором государство будет оплачивать завершенное строительство, а не строительные этапы. Такая практика строительного заказа существует в ряде европейских стран и имеет положительные результаты.

- Насколько распространена практика использования проверочных и аналитических материалов Счетной палаты в целях совершенствования российской законодательной и нормативно-правовой базы? Проводит ли Счетная палата профилактику финансовых нарушений в строительной отрасли?

- В Бюджетном послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию отмечается, что реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» оказала существенное воздействие на расширение объемов жилищного строительства. Аналитическое мероприятие было проведено в том числе по материалам, представленным органами исполнительной власти и региональными контрольно-счетными органами. Построение данной модели проведения экспертно-аналитических мероприятий, начиная с 2007 г.,  позволило максимально объективно отразить проблемы реализации проекта на территориях, выявить и обобщить проблемы, учесть предложения, поступившие от регионов.

В 2009 г. предприятия строительной индустрии в основном справились с обеспечением стройматериалами строителей и выполнили задачи по вводу жилья, социальных и промышленных объектов. В то же время из-за падения платежеспособного спроса производство основных строительных материалов и, соответственно, загрузка производственных мощностей по сравнению с предыдущим годом значительно снизились. По отдельным субъектам РФ мощности предприятий стройиндустрии позволяют обеспечить потребности в основных строительных конструкциях и материалах, однако при этом цемент, пиломатериалы и металлопрокат ввозятся из других регионов.

Цены на основные строительные материалы - цемент, железобетонные плиты, бетонные изделия, товарный бетон, кирпич керамический снижались в среднем на 10%.
Анализ хода реализации национального проекта и полученной от регионов информации показал, что для решения проблемы скорейшего обеспечения жильем особенно  льготных категорий граждан необходимо формирование государственного заказа с определением количества квартир, которые необходимо построить. В условиях кризиса это обеспечило бы поддержку рынка жилья и в конечном счете граждан, стоящих в очереди на его получение. По результатам контрольного мероприятия мы отметили, что пока не выработаны стандарты (нормы) комфортности социального жилья, введение которых стало бы ориентиром для застройщиков-инвесторов и строительного бизнеса в целом при возведении жилья различной комфортности, помогло бы выстроить классификатор строящегося жилья (от эконом-класса до элитного), позволяющий гражданам разбираться в вопросах приобретения жилья.

По-прежнему остро стоит вопрос о финансировании разработки градостроительной документации и возможности оказания финансовой помощи муниципальным образованиям, что позволит им планировать новое жилое строительство. Данный вопрос тормозится и связан с отсутствием у муниципалитетов генеральных планов поселений, что сдерживает строительство новых жилых микрорайонов. Наличие генпланов является требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации. Но земельным планированием регионы не занимались последние 15 лет, и в настоящее время необходимо наверстать упущенные вопросы, создать соответствующие организационные структуры и финансово обеспечить проведение данной работы.

В настоящее время обсуждается вопрос строительства жилья эконом-класса, которое определено как недорогое, отвечающее современным стандартам по площади, оснащенности системами жизнеобеспечения, экологичности и энергосбережению. Однако этого недостаточно. В направленном в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина письме мы отметили, что необходимо ввести дополнительно требование для строительных подрядных организаций в части обеспечения квартир на первичном рынке недорогой «социальной» отделкой, что для многих граждан будет серьезным подспорьем.

Подготовила Ксения ЛАКТИОНОВА