Информационный портал Национальной ассоциации сметного
ценообразования и стоимостного инжиниринга

24.10.201710:25

СНиПы будут актуализированы

СНиПы будут актуализированы
25 Февраля 2011, 00:00
Фото:
L_Barinova.jpg
Версия для печати

В 2011 году строительную отрасль ожидают немало комплексных изменений. В числе наиболее значительных – продолжение актуализации строительных норм и правил и дальнейшее совершенствование отраслевого законодательства. О позиции профессионального сообщества в вопросах законодательного и технического регулирования рассказывает Лариса БАРИНОВА, первый заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, председатель Технического комитета по стандартизации в строительстве при Ростехрегулировании, заместитель Руководителя Аппарата Национального объединения СРО в строительстве (НОСТРОЙ).

-  Говоря о задачах на 2011 год, руководитель аппарата НОСТРОЙ Михаил Викторов выразил надежду на то, что будущий год будет ознаменован прорывом законодательных изменений в строительной отрасли. В частности, следовало бы добиться, чтобы «подход к законодательству в строительной сфере стал отраслевым». Что именно подразумевается под отраслевым подходом?

- Я уже говорила о существовании в нашей стране СРО как добровольных объединений физических лиц. Это вполне соответствует зарубежному опыту создания и деятельности саморегулируемых организаций. Для строительства такой подход не применим и вот почему. В России в рамках действующего законодательства ответственность физического лица за нанесенный ущерб определяется взиманием штрафа в размере оклада. Любое строительство, кроме малоэтажного, которое осуществляется хозспособом, ведется юридическими лицами. При этом одни из них могут выступать как лица, организующие строительство, и отвечать за всю стройку, а другие выполняют отдельные виды работ на субподряде или самостоятельно. Таким образом, за безопасность и качество в строительстве могут отвечать только юридические лица. Большие и малые строительные организации должны иметь равные возможности выхода на рынок в соответствии со своими возможностями в строительстве. Только крупные организации, имеющие соответствующее материально- техническое и кадровое обеспечение могут строить или организовывать строительство в разных регионах, в т.ч. одновременно. Значительная часть строительных компаний работает в своих регионах. Следовательно, должны быть условия для создания саморегулируемых организаций  как межрегиональных (отраслевых и общестроительных), так и региональных. Двухлетний опыт саморегулирования в строительной отрасли показывает, что такой подход себя оправдал. Я уверена, что процесс саморегулирования не может быть унифицирован. Профессиональное сообщество само решает как ему соорганизоваться, чтобы выполнить возложенные на него полномочия.  

-  По прогнозам ряда экспертов, в 2012 году производство отечественных строительных материалов будет увеличено вдвое. Согласны ли Вы с этими оценками?

- В начале 2009 года падение промышленного производства было значительно  глубже падения инвестиций, подрядной деятельности и ввода жилья. Это связано с падением спроса, а также с тем, что все усилия и возможные финансовые средства были сосредоточены на объектах высокой степени готовности. На этой стадии основные строительные материалы, определяющие динамику индекса производства (цемент, нерудные, сборный ж/б и другие) используются в наименьшей степени. Задельные объекты практически прекратили строить. Сегодня ситуация обратная. Структура спроса начинает восстанавливаться. Растут объемы нового строительства. В этой ситуации рост промышленного производства опережает темпы роста подрядных работ. Тем не менее, для удвоения объемов производства строительных материалов, спрос пока не сформировался. Все зависит от темпов роста строительства.

Предпосылки для увеличения объемов производства есть. В докризисный период предприятия практически вышли на полную мощность и, если бы не кризис, то только ввод новых мощностей, начиная с 2009-2010 года, позволил бы удовлетворить запланированные в то время на 2008-2012 годы объемы строительства. Для предприятий , выпускающих импортозамещающую продукцию потенциальные мощности имеются. Все определяет спрос. Для таких материалов как цемент, нерудные, теплоизоляционные, строительное стекло, как только строительство выйдет на докризисный уровень, потребуются новые мощности. Минрегион России разработал стратегию развития промышленности строительных материалов до 2015 года и это, надеюсь, послужит основанием для инвесторов определиться с приоритетными капиталовложениями в те отрасли и на той территории, где продукция вновь создаваемых производств будет востребована.

-  Что необходимо предпринять для стимулирования роста?

- Во-первых, на данный момент нам не имеет смысла говорить о создании машиностроительной базы. Есть хорошее импортное оборудование - надо его приобретать, решая вопрос с таможенными пошлинами. Например, если аналогов оборудования в России нет, пошлины должны быть снижены или отменены. Частично этот вопрос начал решаться еще до кризиса, но номенклатура была слишком узка. Кроме того, при приобретении импортного оборудования необходимо задуматься о его воспроизводстве. Этот вопрос пока также остается открытым.

Во-вторых, есть проблемы с добавками-пластификаторами, которые применяются при производстве различных строительных материалов, начиная с цемента и заканчивая сухими смесями. Как правило, пластификаторы импортируются, поскольку наша химическая промышленность пока не может закрыть эту потребность рынка. Использование импортных добавок ведет к удорожанию материалов или к их ограниченному использованию.

В-третьих, строительная промышленность – одна из самых энергопотребляемых отраслей. В себестоимости одной тонны цемента доля энергозатрат достигает 40%. Тарифы на энергоресурсы постоянно растут, соответственно, возрастает и стоимость стройматериалов. Полагаю, что со стороны государства было бы неплохо предоставить льготы и преференции в части налогообложения при внедрении энергосберегающих технологий. Скажем, уменьшить налогооблагаемую прибыль предприятия на сумму, затраченную им на внедрение новой технологии. Кстати, это мировой опыт.

 В-четвертых, цементная промышленность – уникальный утилизатор твердых бытовых отходов. В печах, где обжигают цемент, отходы сгорают до полного разложения, в них не остается диоксидов. В качестве сырья можно использовать и отходы промышленных производств, такие как зола-уноса ТЭС и металлургические шлаки. Золы-уноса теплоэлектростанций, занимающие десятки тысяч гектаров земли по всей России, можно применять в цементной промышленности вместо природной глины. Сейчас же, как только цементные заводы проявляют интерес к золам-уноса, на них сразу же взлетают цены, и разрабатывать природный глиняный карьер получается дешевле. При этом штрафы за загрязнение окружающей среды очень низки. Повышение степени ответственности собственников отходов и стимулирование производителей цемента их использовать, позволят решить проблемы рекультивации земель, сэкономить ресурсы и энергию, а значит, и снизить стоимость строительной продукции.

И, наконец, следовало бы обратить внимание на геологию и географический фактор. В России промышленность стройматериалов развита в основном до Урала и лишь немного захватывает Западную Сибирь. При этом на Дальнем Востоке есть богатейшая база минерального сырья для выпуска практически всех видов стройматериалов. Зачастую, привозить на сибирские стройки материалы из европейской части России обходится дороже китайского импорта не слишком высокого качества.

-  К вопросу об импорте: ежегодно в мире появляются новые строительные материалы и технологии, применение которых в России невозможно без внесения их в нормативную документацию. Имеет ли смысл упрощать данную процедуру с целью сокращения сроков внедрения инноваций, или же она оптимальна с точки зрения обеспечения безопасности зданий и сооружений?

- Ситуация на данный момент такова: стандарт выпускается тогда, когда материал или технология апробированы. Для новых материалов и технологий у нас существует система подтверждения технической пригодности абсолютно аналогичная европейской. В Европейском Союзе подтверждение пригодности  материалов и изделий взаимно поставляемых странами для строительства осуществляется в соответствии с Директивой Совета от 21 декабря 1988 г. № 89/106/EEC с поправками содержащимися в Директиве Совета от 22 июля 1993 г. № 93/68 ЕЕС. В рамках ЕС эту работу возглавляет ЕОТА - Европейская организация по техническому подтверждению (одобрению) пригодности продукции для строительства. В национальных рамках процедуры технической оценки и подтверждения пригодности осуществляются в каждой стране уполномоченным правительством органом.

Европейское техническое подтверждение пригодности продукции  (ЕТА) выдается при возникновении одного из следующих условий:
– отсутствуют гармонизированные стандарты, относящиеся к данной продукции;
– показатели и характеристики продукции существенно отклоняются от установленных соответствующими гармонизированными стандартами.
Для обобщения опыта работы по подтверждению пригодности в строительстве, выполняемой в национальных рамках и создания условий для взаимного признания результатов этой деятельности, в 1996 году учреждена «Международная федерация организаций по технической оценке» (WFTAO). Членами этой Федерации являются организации, представляющие все технически  развитые страны мира, в том числе, Германия, Великобритания, Франция, США, Канада, Япония, Китай, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия и др.  

В СССР новая продукция могла применяться в строительстве только после проверки в соответствии с «Типовым  положением о порядке разработки, изготовления и испытания опытных образцов новых строительных материалов, изделий и конструкций и передачи их в серийное производство», утвержденным впервые Госпланом СССР и Госстроем СССР ещё в 1960 году. В Российской Федерации правила подтверждения пригодности новой продукции применительно к современным условиям введены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1636. Эти правила себя оправдали и в настоящее время требуют подкрепления на законодательном уровне.

У нас этим вопросом занимается ФГУ «Федеральный центр по сертификации» совместно с испытательными центрами МЧС и Минсоцздрава. Поэтому когда говорят, что у нас невозможно использовать новые материалы или существуют определенные барьеры – это неправда.

-  Кто в России собирает статистику по применению новых материалов?

- Существует инспекционный контроль, со стороны органов по подтверждению технической пригодности ведется реестр проходящих через них материалов. Относительно других, ввозимых на территорию России материалов, систематизированный учет никто не ведет.

-  Можно ли ожидать уменьшение стоимости строительства в части, касающейся соблюдения СНиПов, после их приведения в соответствие с реалиями времени?

- В какой-то мере, да. При актуализации СНиПов из них исключаются требования, связанные с техническими и архитектурно-планировочными решениями. Остаются только нормы безопасности и те необходимые критерии, которые обеспечивают соответствие этим нормам. Как их обеспечить – каждый проектировщик решает самостоятельно. Требования безопасности будут одинаковыми для зданий всех уровней комфортности: и для элитных домов, и для домов эконом-класса. Выбор технического решения для удовлетворения требований СНиПа за проектировщиком и он будет напрямую влиять на стоимость строительства.

-  Параллельно с начатым процессом актуализации СНиПов предлагается начать гармонизацию Строительных норм и правил с Еврокодами. Каково Ваше отношение к этой инициативе, и какая работа ведется в данном направлении?

- Программа ЕС по созданию единого рынка, предусматривает гармонизацию национального строительного законодательства входящих в него стран. Еврокоды - это комплекс модельных стандартов для применения в проектировании, основаный на параметрической системе технического регулирования. Они регламентируют соблюдение первого из шести существенных требований Строительной директивы ЕС № 89/106 - механической прочности и устойчивости зданий и сооружений в целом, а также частичное обеспечение их механической прочности при пожаре и в процессе эксплуатации. Требования по микроклимату, энергосбережению и прочее остаются вне зоны регулирования  Еврокодов и регулируются другими евронормами. То есть, по своему назначению Еврокоды имеют весьма ограниченную область применения. Даже после завершения их адаптации в качестве национальных стандартов, что должно произойти в Европе к 2015 году, каждая страна будет продолжать использовать свои собственные национальные нормы и правила, касающиеся других аспектов безопасности строительной продукции.

Сегодня существуют как объективные организационно правовые предпосылки, не позволяющие немедленно перейти на европейские стандарты, так и наши внутренние проблемы, этому препятствующие. Россия не является субъектом, на который распространяется действие Строительной директивы ЕС № 89/106/EEC. Кроме того, необходимо  приобрести лицензию, дающую права на издание и распространение Еврокодов и ссылочных евростандартов. Кроме того, нужно иметь профессиональные переводы не только десяти существующих Еврокодов, но и всех обеспечивающих их нижестоящих документов: порядка пятисот обязательных и тысячи - добровольного применения. Нам также требуется разработать Национальные приложения, и согласовать и утвердить в Европейской комиссии по стандартизации адаптированную версию Еврокодов. Что касается гармонизации с Еврокодами, то здесь мы должны иметь собственную национальную систему нормативных документов в строительстве, сочетающую параметрический и предписывающий методы нормирования, гармонизированную с международными и европейскими документами.

Министерство регионального развития РФ совместно с профессиональным сообществом разработало программу применения Еврокодов на территории России в качестве альтернативных документов. Программа рассчитана на 4 года (до 2014 г.) и включает подготовку кадров, введение образовательного курса в строительных вузах, консультации с европейскими экспертами, в рамках которых уже были проведены три встречи. Поэтапное, в соответствии с представленной Программой, комплексное внедрение Еврокодов и других международных и региональных стандартов в качестве национальных стандартов, а также подготовка национальных приложений позволят расширить возможности применения этих документов на альтернативной основе. В текущей работе по актуализации СНиПов (которые впоследствии станут основой для разработки национальных приложений) имеет смысл сравнивать отечественные и западные стандарты, чтобы выбирать наиболее прогрессивные решения. Скажем, по российским нормам минимальная нагрузка на перегородки составляет 200 кг/кв.м. Европейцы закладывают вдвое больше, поскольку при смене собственника может измениться и функциональное назначение здания. Мы это учтем при обновлении соответствующего СНиПа.

-  Не потеряются ли при актуализации СНиПов наработки прошлого? Ведь многое может успешно использоваться и сегодня.

- Целый ряд наших СНиПов, особенно рассчетные, - это интеллектуальное достояние России и стран СНГ. Сейчас мы актуализуем СНиП по железобетону, и по решению профессионального сообщества он будет включать в себя две части. В первой будут отражены наработки профессора Алексея Алексеевича Гвоздева, выдающегося советского ученого в области расчета монолитных и сборных железобетонных конструкций, автора теории расчета статически неопределимых конструкций методом предельного равновесия. Мы посчитали важным сохранить память о методике, которую признал весь мир, чтобы потомки учились тому, как можно стопроцентно надежно, оптимально, понятно и просто рассчитать критерии безопасности, надежности и долговечности любого бетонного, железобетонного здания и сооружения. Вторая часть будет менее подробной, фактически гармонизированной с евростандартом, и даст большую свободу творчества расчетчикам, проектировщикам и конструкторам. При этом каждый волен выбирать, будет ли он рассчитывать по «мемориальному» разделу или по второй части.

-  Какие идеи и принципы современная строительная отрасль может позаимствовать из практики советского периода?

- В Советском Союзе персональную ответственность за здание несли Главный архитектор проекта (ГАП) и Главный инженер проекта (ГИП), отвечал за проект и утвердивший его институт, в котором работали главные архитектор и инженер проекта. Соответственно, на каждой стройке был авторский и технический надзор. Велся журнал производства работ. Практику персональной ответственности необходимо восстановить, а также следует ужесточить систему технического регулирования на стадии проектирования и строительства. Рабочая документация порой разительно отличается от прошедшей экспертизу проектной документации.

-  С недавних пор СРО вправе контролировать соблюдение их членами технических регламентов. С этой целью разрабатываются стандарты СРО с учетом «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу 1 июля 2010 года?

- Да, НОСТРОЙ разрабатывает типовые стандарты и рекомендует их всем организациям-членам объединения, которые корректируют и утверждают их на общих собраниях. После принятия стандартов саморегулируемая организация и контролирующие органы, такие, как Ростехнадзор, могут проверить их выполнение любым членом данной СРО на любом объекте.

-  В чем принципиальное отличие стандартов, которые разрабатывает НОСТРОЙ, от стандартов национального уровня?

- Если, скажем, в национальном стандарте по бетонным и железобетонным изделиям рассчитываются надежность, долговечность, антикоррозийность и прочее, то мы разрабатываем стандарты на виды работ и методы оценки соответствия, то есть, оговариваем весь комплекс требований, который обеспечивает качественное обеспечение бетонных работ: как заливать бетон, каким должен быть температурный режим, какова квалификация рабочих, какие узлы и сочленения требуют повышенного внимания и так далее.

-  Какие функции регулирования, на Ваш взгляд, всегда должны оставаться за государством?

- На Западе у производителей много степеней свободы, но государство осуществляет очень жесткий контроль на рынке. Рядовому потребителю достаточно отдать образец на экспертизу, и в случае выявления нарушений технологии, минимальный штраф составит порядка 5 млн. евро. Если бы наши недобросовестные производители знали, что малейшее нарушение грозит банкротством, и что потом им будет очень трудно вернуться на рынок, стали бы они так рисковать? Исходя из мировой практики контроля качества работы компаний строительной отрасли, государство либо проводит серезные проверки перед допуском компаний на рынок, либо жестко контролирует их деятельность в рынке.

Беседовала Ксения ЛАКТИОНОВА